Полезная информация для тех предпринимателей, которые получают «письма счастья» от Администрации Махачкалы с требованием предоставить документы на бизнес.
Юридическое заключение о правомерности требования Администрации Советского района города Махачкалы о предоставлении правоустанавливающих документов
ФАКТЫ
13 апреля 2015 г. Администрацией Советского района города Махачкалы Бутику «————» направлено требование №—- о предоставлении следующих правоустанавливающих документов:
СОКРАЩЕНИЯ
ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ
При подготовке настоящего заключения мы исходили из следующих допущений и ограничений:
ВОПРОС
Оценить правомерность вышеуказанного требования Администрации.
ОТВЕТ
Требование Администрации не правомерно, так как направлено в нарушении порядка организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.
ОБОСНОВАНИЕ
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Главой 2 названного закона предусмотрены две основные формы муниципального контроля: плановые и внеплановые проверки, которые в свою очередь могут быть как выездные, так и документарные (в рамках которых может быть направлен запрос о предоставлении документов).
В силу частей 3 и 7 статей 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, которые должны быть размещены на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Согласно части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 этой статьи, органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры.
В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 этой статьи, проверяемое лицо уведомляется органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае если при проведении документарной проверки орган муниципального контроля направляет в адрес проверяемого мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы, к запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении проверки (часть 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям проведения проверки, приводящим к недействительности ее результатов, в частности, относятся следующие нарушения:
Таким образом, требование Администрации о предоставлении правоустанавливающих документов, направленное в нарушении вышеуказанных норм, является незаконным и его неисполнение не влечет предусмотренной законом ответственности.
Необходимо отметить, что вышеуказанный вывод не означает отсутствие обязанности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность соблюдать требования действующего законодательства по надлежащему оформлению своей деятельности, в том числе обязанность иметь документы о постановке на налоговый учет, а также иные необходимые правоустанавливающие документы.
Наш ответ основан на нормах действующего законодательства.